МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.НИВЕНСКОЕ БАГРАТИОНОВСКОГО РАЙОНА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом №96\14 от 01.09.11 г.

Директор МОУ СОШ п. Нивенское

 

З.А.Усачева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МОУ СОШ п. Нивенское.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1

30.08.2011г.

 

2011

 

 

 

 

 

 

Структура и содержание разделов образовательной программы

 

Раздел I.  Предназначение школы и средства его реализации.

 

1.     Определение назначения программы, цели.

2.     Структура образовательной программы.

Раздел II. Цели и задачи образовательного процесса  школы.

1.     История развития школы.

2.     Цели и задачи образования в школе.

3.     Современное состояние образовательной деятельности

Раздел III.  Учебный план и его обоснование.

Раздел IV.  Особенности организации образовательного процесса.

1.     Характеристика участников образовательной деятельности.

2.     Содержательный компонент образовательной деятельности (основное и дополнительное образование).

3.     Методический компонент образовательной деятельности.

4.     Организационно-управленческий компонент.

Раздел V. Критерии,  показатели реализации образовательной программы.

Раздел VI. Описание модели выпускника  школы.

Раздел VII. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Предназначение школы и средства его реализации.

 

1.      Определение назначения программы, цели

Современная школа призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Назначение образовательной программы  школы в том, что создать условия для раскрытия возможностей у каждого ученика, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности.

Концепция и программа развития разработана коллективом школы на 2010-2015г.г. Программа отражает потребности личности в получении образования, в ней отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов.

Назначение программы определяет цель ее разработки, т.е. создание такой модели школы, которая:

- обеспечивает формирование оптимального образовательного пространства через развитие инновационной и экспериментальной деятельности с позиции доступности, качества и эффективности;

- воспитывает детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами;

- решает проблемы здорового образа жизни учащихся и их здоровья;

- создает психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.

Основное направление работы педагогического коллектива  направлено на создание системы обучения и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.  

Главный акцент в своей деятельности  школа  делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иначе говоря, образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно.

Разрабатывая данную программу, исходим из:

- оценки общества на современном этапе;

- социального заказа учащихся и их родителей.

 

2.      Структура образовательной программы

В образовательной программе выстраиваем несколько направлений:

ü  История развития школы;

ü  Современное состояние образовательной деятельности на момент написания образовательной программы;

ü  Принцип работы школы;

ü  Характеристика участников образовательной деятельности;

ü  Содержательный компонент образовательной деятельности;

ü  Методический компонент образовательной деятельности;

ü  Предметная среда школы;

ü  Организационно-управленческий компонент;

ü  Результативность образовательной деятельности;

ü  Оценка образовательной деятельности с точки зрения современных требований достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

ü  Апробация содержательного  компонента образовательной деятельности;

ü  Методическое обеспечение образовательной деятельности и ее дальнейшее развитие;

ü  Система управления образовательной деятельности и ее дальнейшее обновление

 

 

Раздел II. Цели и задачи образовательного процесса в школе.

 

1.     История развития школы.

Нивенская школа была образована в июне 1946 года как начальная. С августа 1947 года школа была преобразована в семилетнюю, а с августа 1949 года в среднюю. В 1957 году школе было передано здание бывшего райисполкома. В этом же году был образован интернат, который располагался в одном здании со школой. В 1959 году школа перешла в новое отремонтированное здание на перекрёстке улиц Калининградской и Захарова.
В 1962 году интернат расширился и просуществовал до 1975 года. Затем его упразднили, так как наладилось движение автобусов.
С 1999 года школа стала называться муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Нивенское. В 2007
в результате реструктуризации и объединения 2-х самостоятельно  действующих  основных  школ в п. Владимирово и п. Медовое, произошло соединение 3-х коллективов учителей, каждого со своими традициями, укладом школьной жизни, уровнем профессионализма. Начался процесс адаптации к новым условиям обучения не только у учащихся, но и к новым условиям преподавания у учителей, администрации школы. В ходе адаптационного периода 2007-2009 учебного года был изучен не только контингент учащихся, но и преподавательский состав школы с его уровнем владения методикой преподавания; с формами организации познавательной деятельности; с особенностями индивидуального стиля педагогической деятельности. С 2009 года структурное подразделение в п. Медовое передано в МОУ СОШ п. Корнево, так как находится с ней в одном сельском поселении.

Изучение педагогической деятельности позволило выявить группу учителей, которые отошли от традиционной системы преподавания, и подошли вплотную к системе развивающего обучения.

А неоднородный по интеллектуальном уровню,  физическому и психическому развитию состав учащихся убедил в необходимости перехода обучения на уровень зоны «ближайшего развития», то есть область потенциальных возможностей ребенка. С этого шага начался процесс обновления содержания образования.

 

В школе работает квалифицированный сплочённый коллектив творческих педагогов, отдающих сердце детям. 27 учителей имеют высшее образование,2- среднее специальное,1 учится заочно в РГУ; 1 заслуженный учитель РФ, 12 педагогов награждены Почетной грамотой министерства образования и науки РФ.

Спортивная жизнь в школе создает хорошее подспорье в работе по сохранению здоровья учащихся. Последние семь лет школьные спортивные команды занимают призовые места на соревнованиях по волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике, по району, городу и области.

Учебный процесс курируют два заместителя директора по УВР: Корнева Татьяна Александровна и Белаш Валентина Антоновна.
Воспитательным процессом в школе занимается заместитель директора по ВР Граховская Галина Геннадьевна, ей помогает старшая вожатая Никишина Елена Эдуардовна. В школе есть социальный педагог Клементьева Мария Ивановна и психолог.

В настоящее время в школе обучается 383 ученика. Всего работников 59 из них педагогических работников - 39,учителей -30.

 

Местонахождение Школы (юридический адрес):

Россия, 238434, Калининградская область, Багратионовский район, п. Нивенское,    Калининградская, д.1.

Местонахождение Школы (фактический адрес):

 Россия, 238434, Калининградская область, Багратионовский район, п. Нивенское, Калининградская, д.1, д.4.

- 238433 Калининградская область, Багратионовский район, п. Владимирово, ул. Школьная, д.8а;


Наличие свидетельств:

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

зарегистрирована Администрацией Багратионовского района  25.08.1995 г. № 220, внесена в реестр под № 390106 01 2005 00001420.07. 1992 г.

Свидетельство о государственной аккредитации
ОП № 002628, регистрационный №  796 от 28 мая 2010 года.

Срок действия до 20.06.2013 года.

Лицензия№314839 регистрационный №ОО-0895 от 30 марта 2010 года

Срок действия до 20.06.2013 года

 

№ п.п.

Образовательные программы, направления и специальности

Наименование

Уровень

Нормативный срок освоения

1.

Начальное общее образование

Общеобразовательный

4 года

2.

Основное общее образование

Общеобразовательный

5 лет

3.

Среднее (полное) общее образование

Общеобразовательный

2 года

4.

Специальное (коррекционное) начальное общее образо­вание VII вида

Общеобразовательный

4 года

5.

Специальное (коррекционное) начальное общее образо­вание VIII вида

Общеобразовательный

4 года

6.

Специальное (коррекционное) основное общее образова­ние VII вида

Общеобразовательный

5 лет

7.

Специальное (коррекционное) основное общее образова­ние VIII вида

Общеобразовательный

5 лет

8.

Дополнительные образовательные  программы следую­щих направленностей:

*  физкультурно-оздоровительная

*  художественно-эстетическая

Дополнительный

До 3 лет

 

Свидетельство о постановке на учет российской организации   в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской федерации
серия 39 № 001208898    от 18 октября   2002 г.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 50 № 009366322        от 24 апреля 2007 г.

 

Право владения и использования материально-технической базы

Учредителем МОУ СОШ п. Нивенское является администрация МО  «Багратионовский муниципальный район».
Образовательная деятельность ведется на площадях с правом оперативного управления на основании.
Юридический адрес: РФ, Калининградская область, Багратионовский район, п. Нивенское, ул. Калининградская 1
Фактический адрес:  . РФ, Калининградская область, Багратионовский район, п. Нивенское, ул. Калининградская 1,4: п. Владимирово,  ул. Школьная, д.8.

тел/факс 8(401)56-55-348

 

Цели и задачи образования в школе.

Основные цели:

1.     Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

2.     Становление культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции. Производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

3.     Формирование готовности к самообразованию.

 

Основные задачи:

§  Использование технологий, способствующих физическому, психическому развитию и поддержанию здоровья;

§  Развитие творческого потенциала ребенка через общее и дополнительное образование, реализацию программы «одаренные дети», дифференциацию, индивидуализацию, интеграцию  учебного процесса;

§  Организация системы оценивания учебных достижений детей 1-2 классов, в условиях безотметочного преподавания; переход от количественного оценивания к оцениванию достижений каждого ученика, отслеживание положительной динамики развития, введение учета достижений каждого ученика в различных видах деятельности -  портфолио;

§  Создание эффективной системы преемственности начального общего и основного общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования.

 

2.     Современное  состояние образовательной деятельности.

 

Исходя из целей и задач, система образования в школе строится, на следующих принципах:

§  Гуманизация (предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие  обучающегося);

§  Демократизация (на уровне обучения);

§  Интеграция  (создание целостного представления об окружающем мире. Интеграция должна дать ученику те знания, которые отражают связность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы связаны)

§  Дифференциация и индивидуализация обучения (обеспечивает развитие воспитанника и обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями);

§  Развивающий характер образования (реализуется через деятельность каждого обучающегося в зоне его ближайшего развития);

§  Непрерывность образования (требует связи всех направлений работы МОУ СОШ п. Нивенское и подготовки воспитанников к обучению в начальной школе, а обучающихся к продолжению образования после ее окончания);

§  Системность (так как все компоненты учебно-воспитательного процесса взаимосвязаны и взаимозависимы).

 

 

Раздел III.  Учебный план  и его обоснование.

 

Общая направленность учебного плана:

·        Создание условий для достижения учащимися уровней образованности соответствующих федеральному, региональному и школьному компонентам  стандарта образования;

·        Ориентация на развитие целостного мировоззрения;

·        Обеспечение преемственности между ступенями и классами;

·        Сохранение здоровья детей

 

Цели и задачи учебного плана.

 

1.     Отработка компонента государственного образовательного стандарта общего образования, определяющего содержание образования, организацию учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учебного заведения.

2.     Формирование у учащихся системы специальных знаний, умений и навыков во всех изучаемых областях.

3.     Организация работы с учащимися, имеющими различную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

4.     Развитие проектной деятельности учащихся как формы организации  классно-урочной и внеурочной работы.

 

 

Принципы построения учебного плана:

·        Гуманизация образования;

·        Индивидуализация и дифференциация обучения;

·        Интегративность учебных дисциплин.

 

Учебный план школы составлен таким образом, что позволяет педагогическому коллективу выполнять главную функцию – он помогает создать условия для обеспечения развития школьников с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и образовательных потребностей. Таким образом, обеспечиваются условия для достижения гарантированного уровня образования каждым конкретным учащимся в соответствии с  требованиями государственного стандарта.

Учебный план разработан с учетом подготовки учащихся:

·        Для общеобразовательных классов;

·         Для интегрированных классов: , 3а, б;  4; 5; 6а, б; 7б; 8аб; 9а, б.

·        для учащихся обучающихся по программе С (К)П 8 вида

Учебный план школы состоит из  инвариантной части (базовый компонент) и вариативной части (региональный компонент и компонент образовательного учреждения).

Инвариантная часть – обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующим общественным идеалам.

Вариативная часть – обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности.

       Школьный учебный план разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования России от 09 марта 2004 года № 1089 и регионального базисного плана Калининградской области, утверждённого Приказом Министерства образования Калининградской области № 735\1 от 18.08.2010года.

       Школьный учебный базисный план обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3 1178-02»

Школьный базисный план в соответствии с региональным и федеральными учебными планами и типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008 в редакции постановлений Правительства РФ от 09.09.1996 г. № 1058  и от 15.01.1997 г. № 38 предусматривает:

- 4-х летний срок освоения образовательных программ основного начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 кл. – 33 уч. недели; 2-4 кл. – 34 уч. недели.

- 5-ти летний срок освоения образовательных программ  основного общего образования 5-9 классов. Продолжительность учебного года – 34 недели (не включая летний экзаменационный период).

- 2-х летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года 34 недели (не включая экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы.

Продолжительность урока для 1 кл. 35 минут (п.п. 2.9.4. – 2.9.5. СанПиН 2.4.2. 1178-02), число уроков в день в сентябре-октябре – 3, в последние месяцы не более 4-х. Продолжительность урока для 2-4 классов – 45 минут и для 5-11 классов – 45 минут.

Продолжительность учебной недели для 1-4 классов, 5 - 8 классов – 5 дней в соответствии с п.2.9.2. СанПиН 2.4.2. 1178-02; для 9 - 11 классов – 6 дней.

Факультативные занятия учитываются при определении максимальной аудиторной нагрузки обучающихся (СанПиН 2.4.2. 1178-02, п. 2.9.1.)

В начальном звене согласно базисному плану  введен интегрированный учебный предмет «Изобразительное искусство и художественный труд», высвободившийся час выделен во 2 – 4-х классах на преподавание предмета регионального компонента «Основы православной культуры».

Часы регионального компонента в 5-ом классе использованы на введение предмета «Основы православной культуры», час компонента образовательного учреждения  использован в 5 кл. на ОБЖ ; в 6,7,8,9-х классах час регионального компонента использован для введения предмета  «История западной России», в 6-ом классе из школьного компонента взят час на увеличение уроков биологии, в 7-ом классе  добавлен 1 час на русский язык ; в 8 классе 1 час, в 9 классе 2часа переданы на увеличение часов технологии, в 9 классе 1час  из школьного компонента  отведен на профориентацию «Выбери свой путь»; курсы по выбору из регионального компонента отведены на преподавание факультативных занятий «Язык и время», «Изобразительные средства языка», «Тайны систем уравнений».

В старшем звене для 10-11 классов учебные планы предусматривают профили: в 10, 11 классах – социально-экономический. На профильном уровне выделены предметы: обществознание, право, экономика, география, математике.

Региональный компонент включает в 10классе предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Из школьного компонента  увеличены часы русского языка. Школьный компонент включает в себя следующие курсы по выбору: в 10классе – «Фигуры речи. Тропы», «Технология создания сайтов», «Готовимся к экзаменам»; в 11-ом классе – «Всемогущий и занимательный синтаксис», «Уравнения и неравенства», «Технология создания сайтов», «Основы социологии».

 

Особенности школьного базисного плана.

 

Школьной спецификой базисного учебного плана в соответствии с региональной является:

- поддержка практики интегрированного изучения отдельных дисциплин;

- повышение объёма учебного времени, отводимого на освоение иностранных языков;

- особое внимание уделяется  гуманитарному образованию старшеклассников;

- модернизация математического образования в направлении развития наиболее современных и наиболее востребованных практикой разделов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

основного общего образования

на 2010-2011 учебный год

Учебные предметы

5

6аб

7аб

8аб

9аб

Федеральный компонент

Русский язык

6

6

4

3

2

Литература

2

2

2

2

3

Иностранный язык

3

3

3

3

3

Математика

5

5

 

 

 

Алгебра

 

 

3

3

3

Геометрия

 

 

2

2

2

Информатика и ИКТ

 

 

 

1

2

История

2

2

2

2

2

Обществознание

 

1

1

1

1

География

 

1

2

2

2

Природоведение

2

 

 

 

 

Биология

 

1

2

2

2

Физика

 

 

2

2

2

Химия

 

 

 

2

2

Музыка

1

1

1

 

 

ИЗО

1

1

1

1

1

Технология

2

2

2

1

 

ОБЖ

 

 

 

1

 

Физическая культура

2

2

2

2

2

Итого

26

27

29

30

29

Региональный компонент

 

Основы православной культуры

1

 

 

 

 

История западной России

 

1

1

1

1

ОБЖ

1

 

 

 

 

Курсы по выбору

 

 

 

 

2

Компонент ОУ

 

Русский язык

 

 

1

 

 

Биология

 

1

 

 

 

Технология

 

 

 

1

2

Профориентация

 

 

 

 

1

Нагрузка при 5-дневной неделе

28

29

31

32

-

Нагрузка при 5-дневной неделе

-

-

-

-

35

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

среднего (полного) общего образования

на 2010-2011 учебный год

Учебные предметы

10

Социально-экономический профиль

11

Социально-экономический профиль

Федеральный компонент

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык

3

3

Алгебра

4

4

Геометрия

2

2

Информатика и ИКТ

1

1

История

2

2

Биология

1

1

Физика

1

1

Химия

2

2

Физическая культура

2

2

Учебные предметы на профильном уровне

Обществознание

3

3

Право

1

1

Экономика

2

2

География

3

3

Региональный компонент

Основы безопасности жизнедеятельности

1

-

 

 

 

Компонент образовательного учреждения

Русский язык

1

1

Курсы по выбору

3

4

Нагрузка при 6-ти дневной неделе

 

36

36

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

начального общего образования

на 2010-2011 учебный года

Учебные предметы

1

2аб

3аб

4

 

Федеральный компонент

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

3

3

Иностранный язык

-

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Музыка

1

1

1

1

ИЗО и художественный труд

2

1

2

2

Физическая культура

2

2

2

2

Региональный компонент

Основы православной культуры

-

1

1

1

Нагрузка при 5-дневной неделе

20

22

22

22

 

IV. Особенности организации образовательного процесса.

 

1.     Характеристика участников образовательного деятельности.

Диагностика кадрового состава позволила сделать вывод, что кадровый состав стабильный, достаточно квалифицированный.

         Коллектив преподавателей школы насчитывает 40 человек, из которых

1 педагог имеет звание «Заслуженный учитель РФ»;

4  учителей – высшей категории;

16 учителей - 1 категорию;

11 учителей имеют 2 квалифицированную категорию

17 педагогов награждены грамотой отдела образования;

12 педагогов – награждены грамотой Управления образования Калининградской области;

12  педагогов – награждены грамотой Министерства образования РФ;

1 педагог – награждены медалью «Ветеран труда»

В школе обучается 383 ученика. В школе 23 классов комплектов, по 2 класса в параллели, на параллели 2-х,3-х,6-9-х классов, 1 комплект, на параллели в1,5,10,11-х,.

 Из преподавателей имеют образование:

Среднее специальное – 5 человек

Высшее образование – 25 человек

 

2.     Содержательный компонент образовательной деятельности.

В последние годы изменения в образовании проявились в со­вершенствовании и обновлении содержания начального образования, а также в появлении альтернативных учебно-методических комплектов.

Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с первого по четвертый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответ­ствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический ком­плект (УМК) имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисцип­лин, методический аппарат, средства ориентировки для учителя и учени­ков в пособиях выстраиваются в четком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.

Для учителя современной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:

1.Каковы концептуальные положения комплекта?

2.В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?

3.Каковы особенности методики преподавания русского языка, ли­тературного чтения, окружающего мира, математики?

4.Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться?

5.Каковы отличительные особенности характеристики выпускника начальной школы?

 

Ответы на эти вопросы были положены в основу характеристики ведущего учебно-методического комплекта, «Школа России» (под редакцией Плешакова А.А.) - 6 классов

 

«Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова).

Учебно-методический комплект объединил авторов учебных и мето­дических пособий, разделяющих традиционные взгляды на начальное об­разование. Средства обучения для ученика (учебники и тетради) совер­шенствуются и дополняются, предлагая учителю новые формы, методы и приемы обучения (задания для дифференцированной работы, упражнения логического характера, темы и вопросы для ознакомительного изучения, циклы заданий и упражнений для осуществления оценки и контроля, са­мооценки и самоконтроля).

 

 

СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Педагоги

 

(классный руководитель, учитель предметник)

 

                                                           1

 

Родители

 

Обучающиеся

Психолог

6                                                                                                                            2

 

5                     4                                                       3

                                                                                                 Дефектолог

Социальный педагог                  Фельдшер

 

Основные компоненты системы  сопровождения ребен­ка в начальной школе:

      осуществление преемственности (дошкольные учреждения - школа, на­чальная школа - средняя);

      определение уровня готовности к обучению при поступлении в 1-й класс, при переходе в среднюю школу;

      сопровождение ребенка в период адаптации к школе;

      предупреждение и преодоление затруднений в учебе;

      предупреждение и преодоление проблем социально-эмоционального плана;

      формирование культуры здорового образа жизни.

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение учащихся в начальной школе решает задачу создания оптимальных условий для развития лич­ности и обеспечения индивидуального подхода к ребенку в условиях учебно-воспитательного процесса. Сопровождение ориентировано на оказание помощи ребенку и его родителям в решении различного рода проблем, в том числе в выбо­ре образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и при пе­реходе в среднюю школу, проблем в процессе обучения и общения в школе (осо­бенно в период адаптации).

Целями комплексного сопровождения ребенка в начальной школе, та­ким образом, являются:

1.Помощь семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступ­лении его в школу.

2.Предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у учащихся 1-4-х классов.

3.Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при пере­ходах из детского сада в 1-й класс, из начальной школы в 5-й класс и на всех эта­пах обучения в школе.

Задачи:

1. Обеспечить эмоционально комфортные условия ребенку в начальном зве­не обучения.

2.Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с учениками в период их адаптации к школе, всего обучения в школе.

3.Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.

4.Информировать родителей о проблемах адаптации, обучения, воспитания детей и особенностях данного возрастного периода.

5.Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

6.Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и специалистов ПМПС начальной школы и детского сада при переходе уча­щихся в среднюю школу.

7.Повысить уровень психолого-педагогической компетентности учителей и родителей.

Структура комплексного сопровождения в школе:

1.Принципы ПМПС

2.Основные направления деятельности ПМПС.

3.Общая логика работы центра.

4.Уровни сопровождения.

5.Системно ориентированные программы сопровождения в начальной школе.

6.Индивидуально ориентированные программы сопровождения учащихся.

7.Мониторинг состояния здоровья ребенка, его эмоционального благополу­чия и успешности в учебе.

8.Взаимодействие специалистов ПМПС и классных руководителей, учи­телей, родителей, администрации по сопровождению учащихся в начальной школе.

Инструментарий комплексного сопровождения:

ü диагностический инструментарий;

ü карта индивидуального сопровождения;

ü  карта сопровождения класса;

ü инфотека и библиотека;

ü инструментарий индивидуального и системно ориентированного сопрово­ждения (технологии, программы, методики).

Общие принципы работы ПМПС

§  «Всегда на стороне ребенка!»;

§  непрерывность сопровождения;

§  комплексный подход;

§  мультидисциплинарность.

Концептуальной основой деятельности центра является педагогика Успеха.

Качественное улучшение помощи детям происходит за счет объединения и координации усилий педагогов, родителей, психологов, логопедов, социальных пе­дагогов, ориентированных на сотрудничество, партнерство в решении проблем обучения, воспитания, развития.

Основные направления деятельности ПМПС в  школе:

*      помощь в выборе образовательного маршрута;

*      предупреждение и преодоление затруднений в учебе;

*      предупреждение и преодоление социально-эмоциональных проблем;

*      формирование культуры здорового образа жизни.

 

Функции ПМПС в школе:

Ø деятельностно-ориентированная комплексная диагностика;

Ø консультирование;

Ø информационная поддержка всех участников образовательного процесса;

Ø профилактика проблем у учащихся в учебе и общении;

Ø помощь ребенку в преодолении учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем.

Построение системы сопровождения в начальной школе предполагает ис­пользование единой диагностической и научно-методической базы комплексного сопровождения, применение технологий в решении типичных проблем.

В работе ПМПС основным методом является метод сопровожде­ния, по сути своей, метод педагогический.

Данный метод предполагает обучение ребенка: 1) поиску альтернативных пу­тей решения проблем; 2) самостоятельному и осознанному выбору правильного решения проблемы в проблемной ситуации.

Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:

1 уровень - помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руко­водитель).

2 уровень - ПМПС

3уровень - специалисты других организаций и служб района.

Сотрудники ПМПС, оказывая помощь на втором уровне, сотруднича­ют с различными организациями и службами города в необходимых случаях.

 

Уровни организации помощи ребенку

Многоуровневая модель сопровождения позволяет осуществлять эффек­тивное взаимодействие специалистов учреждений и служб разных ведомств в ин­тересах ребенка и его семьи. На «первом уровне» помощи находятся представи­тели ближайшего окружения ребенка: его родители и друзья, классные руководи­тели и учителя. Специалистами «второго уровня» являются: школьные педагоги-психологи и социальные педагоги, медицинские работники, группы педагогов, реализующие те или иные программы предупреждения или решения проблем де­тей, сотрудники центров и служб сопровождения, которые во взаимодействии с представителями «первого уровня» помощи реализуют программы сопровожде­ния. Перед педагогами, осуществляющими сопровождение, стоит важная задача информирования всех участников образовательного процесса о возможностях со­циальных и медицинских служб  по оказанию помощи ребенку и его семье на «третьем уровне» сопровождения.

Данная многоуровневая модель сопровождения предполагает реализацию еще одного важного принципа сопровождения, который заключается в необходи­мости обеспечения помощи ребенку, начиная с первого уровня, т.е. с наименее специализированных служб, организуя более специализированную помощь ре­бенку только в том случае, если проблема не была успешно решена ранее.

Для активизации помощи на первом уровне специалистами «второй линии» разрабатываются системно ориентированные программы профилактики про­блем.

Сопровождение предполагает создание условий для выявления «группы риска» (то есть учащихся, находящихся под воздействием одного или несколь­ких неблагоприятных факторов) и гарантированную помощь тем, кто в ней нуж­дается. В соответствии с концепцией Е.И. Казаковой, носителем любой пробле­мы является не только сам ребенок, но и его близкое окружение. То есть любая проблемная ситуация в развитии ребенка создается несколькими участниками  самим, его семьей, педагогами, ближайшим дружеским и социальным окру­жением.

Работа специалистов ПМПС  (педагога-психолога, дефектолога, социального педагога) носит характер командного взаимодействия: принцип мультидисциплинарности сочетается с принципом комплексного подхода к пробле­ме в развитии ребенка. Наряду с диагностикой, коррекцией и консультированием важным направлением в работе центра является проектирование условий профи­лактики проблем у учащихся.

Работа социального педагога в системе ПМПС-сопровождения в  школе включает в себя:

ü выявление и организацию сопровождения учащихся «группы риска»;

ü взаимодействие с учителями по индивидуальному сопровождению уча­щихся с социально-эмоциональными проблемами, сопровождению социально-уязвимых семей;

ü взаимодействие с государственными и общественными социальными ор­ганизациями с целью оказания помощи детям и семьям.

Функциональные обязанности психолога школы ПМПС

1.Организует работу по определению уровня готовности к обучению в школе, проводит встречи-знакомства с дошкольниками, родителями .

2.Осуществляет индивидуальное сопровождение учащихся.

3.Взаимодействует с учителями начальной школы по сопровождению учащихся.

4.Принимает участие в разработке и реализации программ сопровождения: «Профилактика учебных затруднений»; «Профилактика агрессивного поведения» и др.

5.Проводит диагностику эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы учащихся начальной школы с целью разработки рекомендаций по выбору образо­вательного маршрута.

6.Консультирует учащихся, родителей и учителей по проблемам воспитания, обучения и развития.

7.Осуществляет сопровождение классов, ведет карты сопровождения класса.

8.Осуществляет сопровождение учащихся с нарушениями слуха, работая по проекту «Интегрированное обучение».

9.Организует и проводит тренинги для родителей.

10.Участвует в работе психолого-педагогических консилиумов, методических объединений учителей начальной школы, в педагогическом совете школы; в ор­ганизации и проведении семинаров и конференций по проблемам сопровождения.

11.Посещает родительские собрания, информирует родителей о возрастных особенностях детей, о проблемах учащихся.

12.Систематически повышает свой профессиональный уровень.

13.Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт рабо­ты ПМПС.

Функциональные обязанности социального педагога:

1.Осуществляет комплекс мероприятий по выявлению и организации сопровождения учащихся «группы риска».

2.Осуществляет индивидуальное сопровождение учащихся.

3.Взаимодействует с учителями и классными руководителями по индивиду­альному сопровождению учащихся с социально-эмоциональными проблемами, со­провождению социально-уязвимых семей, детей «группы риска».

4.Осуществляет сопровождение классов, составляет социальный портрет класса.

5.Реализует программу «Развитие социальных навыков».

6.Консультирует учащихся, родителей и классных руководителей по пробле­мам в учебной и социально-эмоциональной сферах.

7.Осуществляет сопровождение учащихся с нарушениями слуха, работая по проекту «Интегрированное обучение».

8.Участвует в работе психолого-педагогических консилиумов, педагогическом совете школы, в организации и проведении семинаров и конференций по про­блемам сопровождения.

9.Взаимодействует с государственными и общественными социальными ор­ганизациями с целью оказания помощи детям и семьям.

10.Систематически повышает свой профессиональный уровень.

11.Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы ПМПС.

Комплексное ПМПС - сопровождение учащихся  школы реша­ет следующие задачи:

v создание в  школе условий, обеспечивающих профилактику и преодоление проблем учащихся в учебной и социально-эмоциональной сферах;

v формирование и развитие совместно с классным руководителем детского коллектива;

v помощь ребенку и его семье в преодолении проблем, связанных с адапта­цией к школе;

v осуществление преемственности в работе дошкольного отделения и на­чальной школы, начальной и основной школы;

v организация консультативной и информационной поддержки учителей и классных руководителей;

v организация консультативной и информационной поддержки родителей.

Для преодоления трудностей связанных с адаптацией детей 1,5,10 классов в школе разработаны планы (Приложение №1).

К.Д. Ушинский писал, что только интерес является условием успеха в обучении младших школьников. Интересное задание выполняется с удовольствием, быстрее, эффективнее.           Поддержать интерес к предмету данным учителям помогает:

        

Ø Использование наглядности;

Ø Создание комфортной  обстановки на уроке;

Ø Постановка проблемного вопроса;

Ø Использование загадок, кроссвордов, шарад;

Ø Межпредметные связи на уроках;

Ø Проведение  интегрированных уроков;

Ø Проведение внеклассной работы по предмету.

 

         Все первое полугодие учителя 1-х классов работали по специальному расписанию и планированию, в котором были отражены интегрированные уроки. За счет интеграции стало возможным проведение по 3 урока в течение первых 2-х недель и снижение нагрузки на учащихся путем проведения уроков на свежем воздухе, путем проведения нестандартных уроков – уроков-игры, путешествий, уроков-театров учителями.

         Все уроки православной культуры поводились интегрировано с ИЗО, технологий, музыкой. Подготовительные занятия к школе, которые проходят по субботам, также ведутся по интегрированной программе, объединившей математические навыки, развитие речи, конструкторские навыки, изобразительное искусство, игровую деятельность.

         Современные школьные психологи утверждают, что наиболее частая проблема, с которой они сталкиваются в начальной и средней школе, это тревога по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции на нее одноклассников и родителей на результаты учебы.

         Анализ новых подходов к контролю и оценке выявил возможность гуманизировать этот процесс, сделать его, как ни странно это звучит, радостным и желанным для ученика. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико – ученик – прежде всего! И все желающие (родители, директор и др.) получают представление о сформированности знаний, умений и навыков, что позволяет скорректировать процесс обучения.

В 1,2 классах ведется безотметочное преподавание по всем предметам. В 3,4 классах отметочное обучение по 5-бальной системе, кроме уроков ИЗО, православной культуры. Занятия начинаются в 8.45, закончив в 12.15.

 

         Во второй половине дня работают кружки:

«Умелые руки»

«Спортивно-оздоровительная группа»

«Баскетбол»

«Культура моего народа» -  вокально-фольклорный 

«Юный натуралист»

«Хореографический»

«Хронограф»

«Золотая иголочка»

Дополнительное образование – неотъемлемая часть воспитательной системы МОУ СОШ п. Нивенское. Реализуемые в этой области нашей деятельности программы призваны обеспечить успешную социализацию обучающихся с учетом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей и социальных реалий современного общества и государства. Значимость дополнительного образования в школе сегодня возрастает.

Умелое использование кружков, клубов, секций дополнительного образования помогает классному руководителю в работе по развитию активности учащихся. Эта работа необходима с каждой возрастной группой учащихся. Весь учебный год в поле зрения классного руководителя – занятость учащихся в кружках.

На классных часах ребята могут рассказать о том, чему научились, как занимались в кружках, родителям, вместе с ними определяя целесообразность занятий ребят в конкретных кружках. акт  продемонстрировать свои поделки, модели, рисунки. Стало традицией устраивать выставки творчества детских работ к тематическим праздникам.     

Самым массовым и популярным в системе дополнительного образования было и остается художественно – эстетическое направление.

Это такие кружки как «Золотая иголочка»,  «Умелые руки» (детские работы постоянно украшают выставки творчества),

«ИЗО» (ребята становятся призерами не только в городских, но и областных мероприятиях) «Вокал», хореография.  Выступление на праздничных концертах, активное участие в ежегодном конкурсе «Звезды Балтики»,  где ребята становятся лауреатами  на муниципальном и региональных  уровнях.

Формированию здорового образа жизни детей, способствуют занятия в спортивных секциях и кружках: «СОГ» для 4,5 классов, «Баскетбол», две возрастные группы средняя и старшая, который ведет специалист на базе нашей школы.  Работа спортивных кружков и секций позволяет не только достигать высоких результатов на районных и окружных соревнованиях, но и проводить спортивные праздники для учащихся разных параллелей школы, а также подготавливать и проводить на высоком уровне общешкольные спортивные мероприятия, «День здоровья», «Космические старты», «Папа, мама и я – спортивная игра». Работа таких кружков имеет большое значение и при реализации школьных программ здоровьесбережения.

Проблема воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни должна сочетаться с такой организацией учебно-воспитательного процесса, которая нейтрализовала бы негативные последствия действия условий учебно-воспитательного процесса на здоровье школьников. Выбор один: эти задачи должны решаться системно и комплексно при активном участии и учителей, и учащихся, и родителей.

Школа делает большую ставку на максимальное привлечение родителей к школьным мероприятиям. Это имеет огромное значение во взаимоотношениях между детьми и родителями во избежание дефицита общении  в семье. Родители являются активными помощниками во внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно прошел конкурс «Папа и я – спортивная семья», День здоровья. «Осенины», «Новогодняя сказка», «Рождественская сказка».

Так же ребята нашей школы активно занимаются дополнительным образованием в социуме. В п. Партизанское работает Досуговый центр, где ребята занимаются:

-хореографический ансамбль «Сапфир»- 60 ребят;

- музыкальная школа- 10;

-волейбол- 18;

- ИЗО-10.

В п. Нивенское в Досуговом центре занимаются:

-Хореография -60 ребят,

 -карате-31;

-футбол- 33;

- музыкальная школа- 36.

 

2. Основное общее образование

Задачами  образовательной программы основного общего  образования являются:

- создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной;

-  определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Характеристика  подросткового возраста и виды деятельности  подростка

Отношения подростка  к миру принципиально иное, чем у младшего школьника. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственны: субъективное переживание;  потребность равноправия, уважения и самостоятельности; требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.

Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками  определяется, как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение своего образа в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование).  Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.

Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.

           Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении:   стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».

           Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника  для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.  В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения)   мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.

Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

 

 

Виды деятельности подростка:

- совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);

- совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта;

- исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,  осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;

- деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей;

- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание;

 - спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

 

Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности:

- научиться самостоятельно, планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности;

- научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности;

- освоить разные способы представления результатов своей деятельности;

- научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла;

- выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию;

- научиться адекватно, выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства;

- научиться эффективно, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

 

Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу

основного общего  образования:

 

- реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением  возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы, сфера обучения должна стать для подростка местом встречи замыслов  с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей;

- организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;

- создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.

 

3. Среднее (полное) общее образование

Задачами образовательной программы среднего (полного) общего  образования являются:

- выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через   создание условий для:

- социального и образовательного самоопределения старшеклассника;

- для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию.

Характеристика  юношеского возраста и виды  деятельности старших  школьников

Принципиальная специфика юношеского возраста связана с базовым возрастным процессом – поиском  идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

Процессы самоопределения реализуются через приобретение  опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:

- внутренний мир и самопознание;

- любовь и семья;

- ценности и товарищество;

- интересы и профессия;

- мораль и общественная позиция.

Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии  образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Тем не менее, нельзя напрямую  связывать сценарный характер юношеского действия с якобы предрасположенностью к проектированию – для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей.

Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.

Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем.

Становление юноши - это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».

Виды деятельности старших школьников:

- учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.);

- конструкторско-исследовательская деятельность;

- организационно-проектная социальная деятельность;

- деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения  (пробы, рефлексии).

Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами  деятельности:

- освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации;

-выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности;

 - овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний;

- выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными  и научными проблемами;

- освоить экспериментальные и поисковые  формы  организации деятельности;

- овладеть стартовыми методиками организации коллектива;

- сформировать стартовые представления  о сфере своих профессиональных интересов,  оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.

 

Задачи, решаемые педагогами, реализующими  образовательную программу полного общего  образования:

- реализовать  образовательную программу старшей школы в  организационно-учебных  базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги);

- подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний);

-сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений;

- организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий;

- организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых  оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся.

 

3.Методический компонент образовательной деятельности.

 

 В школу приходят молодые специалисты, которым оказывается методическая помощь. Большую роль в этом играет МО начальной школы.

Основные направления деятельности МО обозначены 5 пунктами:

1. повышение квалификации

2. совершенствование собственных методов

3. организация работы с родителями

4. работа с учащимися

5. организация внеклассных мероприятий.

         В течение 2010-2011 учебного года научно-методическая служба решало следующие задачи:

         1. Повышение качества обучения:

Ø Активное использование современных педагогических и информационных технологий;

Ø Внедрение новых учебно-методических комплектов для реализации разноуровневого обучения.

2. Повышение качества преподавания:

Ø Совершенствование педагогического мастерства;

Ø Проектирование урока на основе учета разноуровневого дифференцированного обучения.

Ø   

Педагогический коллектив школы на 2009-2014 учебный год наметил следующие задачи:

*    Создать условия для успешного обучения детей с разными образовательными возможностями посредством индивидуализации и  дифференциации  учебного процесса; 

*    Продолжить начатые и развивать новые направления работы с одаренными детьми («Одаренные дети»);

*    Сделать портфолио педагога одной из форм оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

*    Организовать класс предшкольной подготовки, для детей, не посещающих детский сад с 1 сентября 2011 года.

*    Начать занятия по подготовке к школе в группах предшкольной подготовки по субботам.

С сентября 2011 года перейти на новые образовательные стандарты.

Для руководства научно-исследовательской деятельностью  учителей начальных классов в школе создано методическое объединение которое рассматривает вопросы

-«Одаренные дети» (цель: выявление одаренных детей в школе);

- «Развивающее обучение» (цель: оптимальное общее развитие каждого ребенка);

- «Коррекционное обучение» (цель: полноценное обучение и воспитание для детей с задержкой психического развития по коррекционной программе);

- «Основы православной культуры» (цель: создание условий для развития духовно-нравственного воспитания);

Цели организации творческих групп:

* включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно–экспериментальную работу, направленную на развитие образовательной системы;

* повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта;

* совершенствование педагогического мастерства путем развития интереса к творческому поиску.

Задача творческих групп - предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно, создать ситуацию успешности его работы.

Члены творческих групп выявляют рациональные зерна в работе аттестуемого учителя, изучают и обобщают педагогический опыт, привлекают максимальное число учителей к работе по проектированию,  как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением педагогических технологий.

Инновационная работа ведется по 5 направлениям

·        Апробация курса регионального компонента «Основы православной культуры».

·        Внедрение в практику преподавания альтернативных учебно-методических компонентов.

·        Обновление содержания образования.

·        Внедрение в практику современных педтехнологий.

·        Сотрудничество МОУ СОШ № п.Нивенское и КОИРО по программам начального образования

    

5.ОПИСАНИЕ «МОДЕЛИ» ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ

Моделирование образовательной деятельности основывается на образе желаемого будущего школы. Модель выпускника школы является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур. При формулировке модели выпускника педагогический коллектив исходил из     базовых компетентностей современного человека, т.к. основой современных образовательных стандартов является формирование следующих базовых компетентностей:

ü информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

ü коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

ü самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

ü самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Исходя из этого обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:

освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (т.е. овладеть общеучебными умениями и навыками);

овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:

освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по предметам школьного учебного плана;

приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

овладеть основами компьютерной грамотности;

знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.

Таким образом, выпускник  нашего образовательного учреждения - это человек, который:

освоил уровень среднего (полного) общего образования (т.е. освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана);

овладел основами компьютерной грамотности;

знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях профессионального образования;

умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;

способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;

ведет здоровый образ жизни.

Раздел V. Критерии, показатели реализации образовательной программы.

Реализация образовательной программы зависит от умелого административного управления, эффективности методической работы, от отдельных учителей, психологической службы работы научно-методического совета. В школе созданы блоки управленческого аппарата:

1)      блок административный, занимающейся вопросами учебной работы,

2)      блок административный, занимающейся воспитательной работой,

3)      блок финансово-хозяйственный.

Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования     . Продуктивность работы во многом зависит от уровня развития педагогического коллектива, от умелого руководства коллективом, стиля управления. Эффективным способом стабильного функционирования и развития общеобразовательного учреждения является включение педагогического коллектива в различные процессы жизнедеятельности школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Реализуемые образовательные программы (основные и дополнительные):

а) образовательные программы начальной школы (I ступень образования)

Основные

Предметы в соответствии с учебным планом

Программы с указанием уровня

Учебники

 

 

1.Обучение грамоте

 

 

 

 

 

2.Окружающий мир

 

 

 

 

3.Математика

 

 

 

 

4.Русский язык

 

 

 

5.Литературное чтение

 

6.Изобразительное искусство

7.Физическая культура

8.Музыка

 

9.Технология

Перспективная начальная школа, авторы

 Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.,

 

 

 

 

 

авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В.

 

 

 

 

автор Чекин А.Л.

 

 

 

 

авторы  Чуракова Н.А., Каленчук М.Л.

 

 

 

автор Чуракова Н.А.

 

Неменский Б.М. и др.

 

Лях В.И.

авторы Алеева В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н.

авторы Рагозина Т.М., Гринева А.А.

 

 

«Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению.»,1кл., автор Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Москва, издательство Академ книга, 2011 г.

«Окружающий мир», 1кл., авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Москва, издательство Академ книга, 2011 г.

«Математика», 1 кл., автор Чекин А.Л. под редакцией Чураковой А.Л., Москва, издательство Академ книга, 2011 г.

«Русский язык», Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Москва, издательство Академ книга, 2011 г.

 «Литературное чтение», авторы Чуракова Н.А.

-

-

-

-

 

Русский язык

 

 

 

Математика

 

 

 

Литература чтение

 

 

 

 

 

 

 

Школа России, 2008, Плешаков А.А.

авторы, Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е.

 

 

 

авторы  М.И.Моро и др.

 

 

 

авторы Климанова Л.Ф., Горецкий  В.Г.

 

«Русский язык», 2,3,4 классы авторы, Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е., Москва «Просвещение», 2008 г. «Математика» 1,2,3,4, кл., автор М.И.Моро и др. Москва «Просвещение», 2007 г

«Литературное чтение», авторы Климанова Л.Ф., Горецкий  В.Г., Москва «Просвещение», 2008, 2009 г.

 

Окружающий мир

 

«Окружающий мир», А.А.Плешаков, М. «Просвещение», 2008 г.

 

«Мир вокруг нас», А.А.Плешаков, М.»Просвещение»,2008 г.

Технология

 

 

 

«Трудовое обучение», 2-4 кл. под редакцией В.Д.Симоненко, М. «Просвещение», 2008 г.

 

 

 

 

Физическая культура

«Физическая культура» , 2-4 кл., автор Лях В.И.

 

 

Изобразительное искусство

«Изобразительное искусство», 2-4 кл., Неменский и др.

 

 

Музыка

 

«Музыка», 1-4 кл. автор Е.Д.Критский и др.М., «Просвещение» 2008 г.

 

 

Основы православной культуры

 

 

Программа для общеобразовательной школы для начальных классов под редакцией .Л.Л.Шевченко, издательский дом «Покров» 2006 г.

 

«Православная культура». Начальные классы, М., Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2006-2007 г.г.

Немецкий язык

 

 

 

Программы для общеобразовательных учреждений «Немецкий язык», 2-4 классы, автор И.Л.Бим, М., «Просвещение», 2010 г.

«Первые шаги», автор И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, М., «Просвещение», 2010 г

Английский язык

 

 

 

 

 

 

Программа начального общего образования по английскому языку, 2-4 кл.,2009г.

«Английский с удовольствием», 2-4кл. Авторы Биболетова М.З. и др.

Основы правовславной культуры

Учебная программа по основам православной культуры, 3-4 кл. 2006 г.Автор Л.Л.Шевченко

Учебник «Православная культура», Л.Л.Шевченко, 3-4 кл. 2006 г

б) образовательные программы основной школы (II ступень образования)

Основные

Предметы в соответствии с учебным планом

Программы с указанием уровня

Учебники

Русский язык 5-9 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программы для общеобразовательных школ по русскому языку, 5-9 кл., авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. М. «Просвещение», 2009 г.

 

 

 

 

 

 

«Русский язык», 5 кл., авторы Баранова М.Т., Т.А.Ладыженская, 2008, 2009 г.

«Русский язык» 6-8  кл., автор авторы М.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.»Просвещение», 2005-2008 г.

«Русский язык» 9 кл., автор С.Г.Бархударов, М.»Просвещение», 2008 г.

 

Литература 5-9 кл.

 

 

 

 

 

 

 

Немецкий язык

 

 

 

Английский язык

 

 

 

 

 

 Математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатика

 

 

 

 

 

 История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обществознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Физика

 

 

 

 

 

 

 

.Химия

 

 

 

Биология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природоведение

 

 

 

 

География

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство

 

 

Физическая культура

 

 

 

Технология

 

 

 

 

 

 

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

Основы правовславной культуры

Программа по литературе для общеобразовательных классов (5-9), автор Коровина В.Я.,М. «Просвещение» , 2009г.

 

 

 

 

 

Программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку, 5-9 кл., И.Л.Бим, М., «Просвещение»2008 г.

Программа основного общего образования по английскому языку, 5-9 кл., 2008 г.

 

 

 

Программы для общеобразовательных учреждений, 5-9 кл., авторы Бурмистрова Т.И., , 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

Программы основного  общего образования по информатике и информационным технологиям, 8,9 кл., автор Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е, 2007г

 

Программа для общеобразовательных школ «История», 5-9 кл., авторы  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М., «Просвещение» 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная программа по обществознанию для общеобразовательных учреждений, 8-9 классы, авторы Л.Н.Боголюбов и др., М., «Просвещение», 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

Примерная программа основного общего образования, «Физика» 7-9, авторы Гутник Е.М., Перышкин А.В., М., «Дрофа», 2008 г.

 

 

 

 

Программы для общеобразовательных учреждений, автор О.С.Габриелян, «Просвещение» 2007 г.

 

Программы для общеобразовательных учреждений «Биология» 6-9 кл., авторы  Н.И.Сонин,  В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова,М., «Дрофа» 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа основного общего образования,«Природоведение», 5 кл., авторы А.А.Плешаков. Н.И.Сонин, изд. «Дрофа»,2007 г.

 

Программы для общеобразовательных учреждений 6-9 кл., составитель И.В.Душина, М., «Дрофа», 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка», 5- кл.,  авторы Критская Е.Д. и др.. 6-7кл., авторы Науменко Т.И., Алеев В.В.

 М., «Просвещение», 2010 г.;

 

Общеобразовательные программы по изобразительному искусству 5-9 кл., авторы Кузин В.С., Неменский Б.М., М. «Просвещение»,2010г..

Программа по физической культуре для общеобразовательных учреждений 5-9 кл., авторы В.И.Лях и др., М., «Просвещение» 2005 г.

 

Программа для общеобразовательных учреждений по технологии И.А.Сасовой 5-9 кл., 2004 г. М., «Вентано-Графф», 2009г.

Программа технология 5-9 классы, Симоненко В.Д М., «Просвещение» 2009 г.

Программа для общеобразовательных школ по «Основам безопасности жизнедеятельности» 1-11 кл., авторы

А.Смирнов и другие, М., «Просвещение», 2008 г.

 

 

Учебная программа по основам православной культуры, 5 кл. 2006 г. Автор Л.Л.Шевченко

«Литература» 5 кл. в двух частях, автор В.Я.Коровина, М. «Просвещение» 2008 г.

«Литература» 6-9 кл., автор Коровина В.Я., М. «Просвещение» 2009г.

 

 

 

«Первые шаги », 5,6,7,8 кл.), автор И.Л.Бим, М., «Просвещение, 2008 г.

 

«Английский язык нового тысячелетия», 5, 6, 7 классы, Н.Н.Деревянко и др. г. Обнинск, издательство «ТИТУЛ», 2005 г.

 

«Математика» 5,6  классы, автор Н.Я.Виленкин, М., «Просвещение», 2008 год.

«Алгебра» , 7, 8, 9 классы, Ш.А.Алимов,М., «Просвещение», 2008 год.

«Геометрия», 7 – 9 классы, Л.С.Атанасян и др, М., «Просвещение», 2008 год.

 

«Информатика и ИКТ», 8-9 классы, автор И.Г.Семакин, М., «Бином», 2007 г.

 

 

 

 «История России», 7-9 классы, А.А.Данилов, 2007 г.

«Новая история», 7,8 классы, авторы А.Я.Юдовская, 2008 года.

«История Древнего мира, 5 кл., автор Вигасин, 2006-10 год

«Новейшая история»,9кл. О.С.Сороко-Цюпа, 2008 г.

«История России в ХХ веке», 9 кл. автор А.А. Данилов, Л.Г.Косулина,М. «Просвещение» 2008 г

 

«Обществознание»6-9 кл. Л.М.Боголюбов, Н.И.Городецкая, изд. «Просвещение»,2010 г.

«Основы обществознания»,8,9 кл. А.Ф.Никитин, 2008 г.

 

 

«Обществознание», 7 кл., М., 2007 г.под редакцией Боголюбова Л.Н.

 

«Физика» 7, 8,9 кл., А.В. Пёрышкин, М., «Дрофа» 2010

«Физика», 9кл., А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, М., « Дрофа», 2010 г.

 

«Химия», 8-9 кл., О.С.Габриелян, М., «Просвещение» 2007-10г. г.

 

«Биология. Живой организм», 6 кл., Н.И.Сонин, М., «Дрофа» 2008 г.

«Биология. Многообразие живых организмов». 7 кл., авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, М., «Дрофа», 2008 г.

«Биология. Человек», 8 кл., Н.И.Сонин, Н.Р.Сапин, М., «Дрофа», 2009 г.

«Биология. Общие закономерности», В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, С.Г.Мамонтов

 9 кл., М., «Дрофа», 2008 г.

 

«Природоведение», 5 кл., А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, М., «Дрофа», 2007-10 г.



«Начальный курс географии», 6 кл., Т.П.Герасимова и др., М., «Дрофа», 2009 г.

«География материков и океанов», 7 кл., В.А.Коринская и др., М., «Дрофа», 2009 г .

«География России. Природа», 8 кл., И.И.Баринова, М., «Дрофа», 2009г.

«География. Население и хозяйство России», 9 кл., Дронов В.П., Ром В.Я., М., «Просвещение», 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Технология», 5-6 кл., И.А.Сасова, 2006-08 года.

«Технология», 7-9 кл. автор В.Д.Симоненко, М., «Просвещение» 2006-08 г.

 

 

«Основы безопасности жизнедеятельности», 5, 6, 7, 8, 9 классы, авторы А.Т.Смирнов и др., М., «АСТ», 2008 г.

 

 

 

Учебник «Православная культура», Л.Л.Шевченко, 5 кл. 2006 г.

 

в) образовательные программы средней школы (III ступень образования)

Основные

Предметы в соответствии с учебным планом

Программы с указанием уровня

Учебники

Русский язык

 

 

 

Литература

 

 

 

Немецкий язык

 

 

 

 

Английский язык

 

 

 

 

Математика

 

 

 

 

 

 

Информатика

 

 

 

 

 

 

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обществознание

 

 

 

 

 

Физика

 

 

 

 

Химия

 

 

 

 

 

Биология

 

 

 

 

 

География

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика

 

 

 

 

 

Физическая культура

 

 

 

Технология

 

 

 

 Основы безопасности жизнедеятельности

Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 кл., автор А.И.Власенков, 2008 г.

Примерная программа по литературе среднего (полного) общего образования, 10-11кл., Коровина В.Я., М., «Просвещение», 2006 г.

Программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык», 10-11 кл., автор О.Ю.Зверлова, М., «Просвещение», 2008 г.

 

Программы для общеобразовательных учреждений 10-11 кл., автор Г.М.Кузнецова 2008 г.

 

Программа для общеобразовательных учреждений 10-11 кл., М.И. Башмаков, 2007 г., изд. «Академия»

 

 

 

 

Программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, 10-11 кл., автор Угринович Н.Д. , 2006г.

 

Программа для общеобразовательных учреждений

Сахаров А.Н., Козленко С.И.10 кл.,. и др., М., «Просвещение», 2008 г., 11кл, авторы А.А.Левандовск и др.,М. «Просвещение», 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по обществознанию для общеобразовательных учреждений, 10-11 кл., авторы Л.Н.Боголюбов, Городецкая Н.И., М., «Просвещение», 2007 г.

 

Примерная программа основного общего образования «Физика», 10-11 кл., Г.Я. Мякишев, М., «Просвещение», 2006 г.

 

Программы для общеобразовательных учреждений 8-9 кл., автор О.С.Габриелян,и др., «Просвещение» 2007 г.

 

 

Программа для общеобразовательных учреждений

«Биология», 10-11 кл., автор Агафонов И.Б., Сивоглазов А.Н.., М., «Просвещениеа», 2007 г.

 

Программа для общеобразовательных учреждений 10-11 кл., автор И.В.Душина, М., «Дрофа», 2008 г.

 

 

 

 

 

Программа по экономике для общеобразовательных школ, автор И.В.Липсиц, 2005 г.

 

 

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кл. Авторы В.И.Лях и А.А.Зданевич,. «Физическое воспитание в школе», № 1-4, 2004 г.

Программа технология Хотунцев А., Симоненко В.Д. М. «Просвещение» 2007 г. 1-11 кл.

 

Учебная программа для общеобразовательных школ по «Основам безопасности жизнедеятельности»,10-11 кл., авторы А.Смирнов, м. «Просвещение»

«Русский язык», 10-11 кл., А.И.Власенков, «Русская литература Х1Х века», 10 кл., Ю.В.Лебедев, 2007-08 г.

«Русская литература ХХ века», 11 кл., В.П.Журавлёв, 2008 г.

 

 

«Немецкий язык» О.Ю.Зверлова, 10-11 кл., М., «Просвещение» 2008-10 г

 

 

«Английский язык нового тысячелетия», 10-11 кл., О.Л. Гроза и др., г.Обнинск, изд. «ТИТУЛ», 2006-08 г.

 

 

«Геометрия», 10-11 кл., Л.С.Атанасян, М., «Просвещение», 2006-2010 г.

«Алгебра и начала анализа», 10-11 кл., Ш.А.Алимов и др., М., «Просвещение», 2006-10 г.

 

«Информатика и информационные технологии», 10-11 кл., автор Н.Д.Угринович, издательство «Бином», 2008 г.

 

 

«История Россия в ХХ веке» 11 кл., Л.П.Левандовский, Ю.А.Щетинов, М., «Просвещение», 2008-10 г.

«Новейшая история зарубежных стран», 11 кл., автор А.А. Улунян и др., 2008-10г.

«Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века», авторы В.И. Уколов и др. М. «Просвещение», 2008г.

«История России с древнейших времён до Х1Х века» в двух частях, 10 кл., авторы В.И.Буганов, А.Н.Сахаров, 2007 -10г.

 

«Обществознание», 10,11 кл., Л.Н.Боголюбов, 2007 г

 

 

 

 

«Физика», 10, 11 кл., авторы: Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б., М., «Просвещение» 2007-10 г.

 

 

«Химия», 10 кл., О.С.Габриелян и др., М., «Дрофа», 2006-10 г.

«Химия», 11 кл., О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, М. «Дрофа», 2006-10 г.

 

«Общая биология», 10-11 кл., А.Н.Сивоглазов, М., «Просвещение», 2010 г.

 

 

 

«Экономическая и социальная география мира», 10 кл., В.П.Максаковский, М., «Просвещение» 2006 г.

География человеческой деятельности: экономика, культура, политика», 10-11 кл.,

М., «Просвещение» 2006 г.

 

«Экономика», 10-11 кл, Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

«Технология», 7-11 кл., автор В.Д.Симоненко, М., «Просвещение», 2005 г.

 

«Основы безопасности жизнедеятельности» 10,11 кл., авторы И.Т.Смирнов и др., М., «АСТ», 2005 г.

 

 

Сайт управляется системой uCoz